Финансы

Секреты всему свету: Эдварды Сноудены банковского мира

 

Несмотря на тщательную защиту конфиденциальной информации крупными глобальными банками, секретные сведения все равно рано или поздно выплывают наружу – благодаря людям, которых кто-то считает шпионами и ворами, а кто-то – героями и борцами за справедливость.

 

Именно из-за них государственные бюджеты пополнились миллиардами недополученных налогов от своих граждан, а банки, в свою очередь, заплатили регуляторам колоссальные суммы штрафов. А некоторые информаторы умудрились даже легально заработать пару миллионов за раскрытие секретных данных!

 

Banks.eu представляет обзор самых громких скандалов c банковскими «Эдвардами Сноуденами» в главной роли, по материалам портала Finparty.

 

Кристоф Мейли, UBS

Как вам такой газетный заголовок: «Гражданин Швейцарии получил политическое убежище в США»? Нет, это не параллельная реальность и не строчка из сценария к фильму Квентина Тарантино. Это Кристоф Мейли — ночной охранник в здании швейцарского банковского гиганта UBS. В начале 1997 года он совершал очередной обход и заметил стопку старых бухгалтерских книг, предназначенных к уничтожению. Мейли был, видимо, парнем любопытным, он пригляделся внимательней и понял, что речь идет о документах времен нацистской Германии, а точнее — об имуществе, конфискованном нацистами у евреев и попавшем затем в собственность швейцарских банков. Часть «ничейной» недвижимости банк уже успел перепродать новым владельцам и избавлялся от компрометирующих материалов. Мейли сильно рисковал, когда вынес эти папки из здания и передал их еврейским организациям. За этим последовали скандал и разоблачения других швейцарских банков, хранивших имущество жертв Холокоста. UBS пришлось выплатить $1,25 млрд в качестве отступных. Мейли уволили с работы, он начал получать письма с угрозами, а швейцарские власти завели уголовное дело о разглашении банковской тайны. Вот тогда-то Мейли вместе с семьей и пришлось искать убежище в США 

 

Брэдли Биркенфельд, UBS

Интересна жизнь швейцарского банкира! Сегодня ты покупаешь для клиента бриллианты и провозишь их в тюбике с зубной пастой, а завтра летишь в США на яхтенную регату, чтобы вербовать там других состоятельных клиентов. Офшорные счета, налоги, стремящиеся к нулю, ничего не подозревающее Налоговое управление США (IRS) — от подобного предложения трудно отказаться. Так увлекательно проводил свои трудовые будни Брэдли Биркенфельд, пока не ушел из UBS. Вскоре после этого в Америке был принят закон об информаторах, согласно которому они могли получить до 30% от той суммы налогов, которые IRS удалось бы собрать благодаря предоставленным ими данным. Биркенфельд сдал бывших работодателей и получил в ответ $104 млн за ценную наводку и четыре года тюрьмы за участие в налоговых махинациях. UBS пришлось признать посредничество в уклонении от уплаты налогов, выплатить $780 млн и раскрыть данные более 4000 счетов. На волне разоблачений 33 000 американцев предпочли добровольно раскрыть свои офшорные счета, и IRS взыскало больше $5 млрд недополученных налогов.

 

Эверетт Стерн, HSBC

В свое время Стерна не взяли на работу в ЦРУ, но интерес к шпионской деятельности он, похоже, не потерял. Устроившись в HSBC в 2010 году, он очень скоро наткнулся на сомнительные трансакции, которые можно было связать с такими террористическими группами, как ХАМАС и «Хезболла». Стерн сначала пытался привлечь внимание своих супервайзеров, но получил дипломатичный ответ: «Ты что, офигел? Да тебя уволить нужно!» Тогда он решил обратиться в ФБР и ЦРУ. Стерн проработал в HSBC всего 13 месяцев, но для банка его бдительность обернулась обвинениями в отмывании денег для наркоторговцев и террористических организаций. Банк сумел избежать судебного преследования, выплатив $1,92 млрд и пообещав больше не грешить. Стерн решил превратить хобби в профессию и открыл частную разведывательную фирму. В поле его зрения попадал даже такой гигант, как JPMorgan Chase. Сейчас Стерн активно занимается политической карьерой и собирается баллотироваться в сенат на выборах в 2016 году.

 

Мартин Вудс, Wachovia Bank

В 2006 году в руки мексиканской полиции попал самолет наркоторговцев с пятью тоннами кокаина на борту. Агенты DEA (Управления по борьбе с наркотиками) обнюхали самолет со всех сторон и начали распутывать финансовые следы. Ответ на вопрос «где и на какие деньги картель купил это транспортное средство» привел DEA на порог одного из крупнейших банков в США: Wachovia. Год спустя на приеме в Скотленд-Ярде к одному из агентов DEA подошел сотрудник лондонского отделения Wachovia. Мартин Вудс, бывший полицейский из отдела по борьбе с наркотиками, работал в Wachovia специалистом по борьбе с отмыванием денег. Работу свою он знал хорошо, поэтому быстро обнаружил, что банк закрывает глаза на операции, следы которых ведут к мексиканским наркокартелям. Информация Вудса оказалась как нельзя кстати. Выяснилось, что за несколько лет наркобароны провели через Wachovia не менее $350 млрд. Банк подписал досудебное соглашение с властями, выплатил $150 млн, был поглощен банковской группой Wells Fargo, а сам бренд Wachovia перестал существовать в 2011 году. Мартин Вудс сейчас работает в медиакомпании Thomson Reuters. Он рассказывает о том, что после скандала с Wachovia долго искал работу и получил больше ста отказов от разных банков. Но он ни о чем не жалеет и цитирует Эдмунда Берка: «Для торжества зла нужно только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки».

 

Лоренс До Рего, Ecobank Transnational

В 2013 году До Рего, исполнительный директор африканского банковского конгломерата, отправила письмо нигерийским властям, обвиняя председателя банка и одного из директоров в том, что они, как говорится, «путали личную шерсть с государственной». Несговорчивая сотрудница сообщила о попытках начальства продать активы ниже рыночной стоимости, о списании долгов «дружественным» клиентам, о манипуляции финансовыми результатами, о незаконном бонусе в миллион долларов, который начальник выписал сам себе за непосильные труды. Руководство банка не обрадовалось шумихе, и До Рего отстранили от работы. Но после девяти месяцев разбирательств оскандалившегося председателя уволили, а бдительную До Рего восстановили в должности.

 

Ричард Боуэн, Citigroup

В прежние времена шахтеры брали в забой клетку с канарейкой. Она очень чувствительна к рудничным газам, и если птичка начинала беспокоиться, это был ясный сигнал: «Все наверх!» Такой «канарейкой в шахте» для финансового конгломерата Citigroup стал Ричард Боуэн. За полтора года до того, как в 2007-м в США разразился ипотечный кризис, а за ним и мировой экономический, Боуэн пытался донести до руководства мысль, что банк играет с огнем, делая ставку на высокорисковые ипотечные облигации. «Я рассылал электронные письма, писал еженедельные отчеты, готовил презентации, караулил людей в коридорах», — вспоминает сам Боуэн. Банковское руководство не услышало «канарейку», зато его с интересом выслушала комиссия по расследованию причин финансового кризиса. В 2014 году Citigroup согласилась выплатить $7 млрд штрафа за мошенничество с ипотечными бумагами. Ричард Боуэн сейчас читает лекции по экономике в Техасском университете. Рассуждая об этике, он предупреждает студентов: «Не каждому под силу быть нарушителем спокойствия в отлаженной системе. Если вы стоите перед моральной дилеммой и чувствуете, что босс прибьет того, кто первым подаст голос, совершенно нормально промолчать и втихаря заняться поисками новой работы. Ненормально — молчать, ничего не предпринимать и продолжать работать».

Источник: Finparty.ru

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»